Последний киберпанк (nextstage) wrote,
Последний киберпанк
nextstage

Category:

Колледж глазами профессионального айтишника, часть первая.

В прошлом посте я написал что теперь работаю в школе. Опыт крайне интересный и я хотел бы создать о нем серию постов в своем доселе бесполезным блоге.

Осваиваюсь на новом месте работы. Недавно коллектив ввалился ко мне в кабинет и сообщил, что теперь я не специалист, а зам. директора с каким-то непонятным моему разуму разрядом, в ужасах государственной бюрократии я пока не разобрался. Так что теперь я вроде как представитель администрации и руководитель.


Xочу сказать что школа у нас нетипичная, точнее лицей, лицей означает 8-11 классы. Это образцово-показательный лицей в северном округе с кучей экспериментальных площадок и т.д.

Сразу на меня свалился ряд проектов, точнее свалился одни, в свою очередь я провел аудит IT инфраструктуры и назначил направления развития, которые вылились еще в два.
Соответственно:
1. Директор хочет внутреннее видеовещание, школьники что-то снимают, есть много интересных образовательных фильмов, штука нужная.
2. Документооборот ужасен, куча народу бегает с флешками, что-то друг-другу шлет, ищет кого-то чтобы он им это переписал, вызванивает.
3. Управление отчетностью по образовательному процессу ведется на бумаге и дублируется в спущенном министерством сверху сервисе "Электронный журнал". И он ужасен.
Позже я в деталях расскажу о тех способах, которыми я предполагаю это решать.

Плюс я понемногу преподаю, сейчас провожу обзорные лекции по различным областям IT: от 3d графики и CAD до java или lamp разработка, школьники большинством голосов решат чему они хотят учиться и я буду давать им частично факультативные, частично за счет программных часов курсы. Программы - это лютое зло, то есть как зло, они в прицнипе неплохи для школ со средними кадрами, но сильно мешают педагогам с прогрессивным подходом, во всяком случае все наши кандидаты наук от программы воют.

Ну и стараюсь потихонечку применять и пропихивать здравые мысли не безызвестного в ЖЖ товарища olegmakarenko.ru о школьном образовании, которые во многом совпадают с моими собственными. Ну а так же все те замечательные штуки, по которым учатся взрослые люди - обучающие видео, "песочницы" для программистов, книги, справочники, обобщающие таблички. Другие преподаватели смотрят на это дело, удивляются, консультируются, но, слава богу, в мои дела не лезут, либо получают небольшую объяснительную беседу по поводу моих методов.

Пока же в двух словах я хочу рассказать о том, что я уже обнаружил в плане IT-инфраструктуры, и что присутствует или должно присутствовать в рамках различных программ в других школах Москвы и не только.

1. Школа, как и очень много других по России, включена в программу "Первая помощь 1.0" и 2.0 соответственно. Это означает, что она получает комплект белых дистрибутивов различного ПО с лицензиями. Если бы этот комплект закупала коммерческая организация он бы обошелся по моим беглым оценка в 300.000-500.000 долларов! Еще раз, наше злое, ненавидящее своих граждан, коррумпированное, кэгэбэшное правительство злостно сосущее нефтедоллары, взяло и подарило лицензий на полмиллиона долларов куче школ!!! Как вам белый Adobe CS4 creative suite. Лицензия стоит 15.000 евро.

Да, программу критикуют потому, что в нее затесался битый дистрибутив линукс. Но линукс на учебных компьютерах в школах фактически не нужен. Почему я так считаю - расскажу в другом посте. В целом это мелочь, а все остальное - нет.

2. В  школу были закуплены компьютеры. Плюс достаточно много оборудования было докуплено непосредственно школой. Расскажу о том, что нам поставило наше министерство - это 2,5 компьютерных классов с очень хорошими компьютерами, увы, не обошлось без косяков - многие из них содержат явно бракованные видеокарты от ATI/AMD, имеющие проблемы с показом видео и еще кой-какие, вроде обещали попраавить.

Имеется 30 с копейками ноутбуков, часть из которых, в количестве 15-16 штук, укомплектованы в систему "мобильный класс" - это просто жестяной ящик с общей зарядкой для ноутбуков, который можно вкатить в помещение и раздать их учащимся. Насколько я понял, ноутбуков было немного больше, но не "поделясь" получить такую партию сложно.
Ноутбуки мощные, но сделаны у нас компанией Aquarius, входящей в НКК - крупный отечественный IT-холдинг. В их производстве замешано небезызвестное НИИ восход.

Почему именно "замешано"? Ноутбуки по начинке мощные, хороший процессор, все возможные порты web-камера и т.д. Неплохой экран, стабильно работают. Какие же минусы? Корпус и интерфейс. Корпус сделан из криво подогнанных друг другу кусков мягкого и гнущегося пластика ужасающего качества, в советских детских игрушках пластмасса была получе. Клавиатура и трекпед не пригодны для использования. То есть ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПРИГОДЫ, их проектировал дегенерат и моральный урод. Как вам например стрелочки вчетвером ужатые до такого размера, что одну из них нельзя нажать не нажав на другие. То же касается клавиш, на которых знаки пунктуации, шифтов, расположение - это отдельная песня. Клавиши срабатывают только тогда, когда нажатие на клавиатуру серьезно прогибает ее внутрь корпуса. Трекпед представляет собой устройство, перемещение пальца по которому более или менее способно передвинуть курсор в приблизительно ту же сторону, о том, чтобы его на что-то сходу навести приходится только мечтать, обычно в этом процессе происходит пара кликов, включается прокрутка и т.д. Со внешней клавиатурой и мышью такой ноутбук вполне функционален. За такое надо расстреливать, как и за наш автопром. При этом компания Rover вполне себе способна делать средненькую эргономику.

3. Имеются сервера, мне не совсем понятно по какой программе они пришли, но они меня впечатлили, может были закуплены непосредственно школой в счет дополнительных источников доходов. Их мощностей хватит для средненького видеохостинга :)

4. Сетевую инфраструктуру проектировал очередной господрядчик, все сделано неплохо, но вот только эти подрядчики любят сваливать с концами в непредвиденный момент, приходят новые, все переделывают, как только начинает получаться - тоже сваливают. И так не только с сетями. Короче эту область мне надо допиливать собственным напильником.

5. Есть система электронного управления проходом и платежами за питание посредством карточек, терминалов и турникетов. Вроде она как-то развернута и работает, но опять, все глючное, вопиюще сырое и сейчас сваливает уже третий по счету подрядчик, этим занимавшийся. Надо будет разбираться с госребятами и все это налаживать.

6. К сети школа подключена оптоволокном, предоставляемым компанией РК-связь, оптический канал хороший, годный, оборудование безглючное, так подключено много школ, остальные, которые раньше сидели на радиоканале подключены через Комкор, тоже хорошее безглючное подключение через оптику.
В чем же подвох? А вот в чем, все подключения без выбора идут через прокси сервер минобразования и выходят на один айпишник для района (ну или группы школ), где http раскиданы по разным портам.
Прокси хорошо пускает http траффик, в вот про ssh, медиастриминг, ftp, торрент-клиенты и прочие дополнительные порты отсутствуют, чудо что почта с ICQ и Skype работают. Соответственно никоим образом внешнего айпишника, не покупая внешний сервер для прокидывания http-туннеля, мы получить не можем, максимум через бумажную волокиту можем получить дополнительный порт. А у нас куча решений планируются с использованием внешнего IP. Честно говоря у меня была мысль не совсем легальными способами поиметь поставщиков таких решений, но я от нее отказался. Работать вбелую, так вбелую. Резюмирую - для развертывания школьной инфраструктуры, которая использует доступ через большую сеть бесплатные подключения, предоставленные нашим школам чуть менее, чем непригодны.

7. Функционируют спущенные по программе электронные доски в количества 4 штук, плюс дополнительные проекторы. Электронная доска - это специальный проекционный экран со стилусами и непосредственно мультимедийный проектор. По сути это большой интерактивный планшет. Штука ну очень удобня не считая всяких мелочей. Разумеется был выбран самый поганый и не самый дешевый производитель intelliwrite, ПО идущее с доской ужасно, стилусы содержат батарейки и зарядку. Есть доски при этом дешевле, которые этих проблем лишены. Стоимость такого интересного агрегата 50-100 тыр. Тоже поставлены через госпрограммы.

Про электронный журнал, систему прохода и питания и прочие министреские решения я потом расскажу поподробнее, они откровенно так себе, но это я предполагаю поправимым совместными действиями с подрядчиками.

Еще раз хочу заметить - школа нашпигована различными технологиями в основном на государственные деньги и по государственным программам от федеральных до муниципальных, не такую уж большую часть оборудования закупили самостоятельно, за счет тех дополнительных доходов от различных курсов, открытия центров дополнительного обучения и т.д., которые может иметь любая школа в ДС и многие школы по России. В соседней школе так же действует часть этих программ, обеспечение чуть хуже, но сопоставимо.

Чудо заключается в том, что директор школы - очень приятная и харизматичная женщина, являющаяся замечательным менеджером. Такого человека можно спокойно ставить управлять заводом от спичек до автопрома, ВУЗ-ом, да любой организацией и все будет отлично. Два года назад до ее прихода это был обычная замшелая и безденежная школа в старом здании, такие сталинские коробченки 4-5 этажные, думаю все их видели. Чтобы превратить школу или колледж в город-сад денег мало, благо их сейчас государство выделяет очень прилично, но, конечно, за них надо бороться.
Дело в менеджерах, то есть директорах этих школ и бразовательных заведений. Я неоднократно сталкивался с тем, что провинциальный ВУЗ цветет и пахнет, а, допустим, факультет нашего университета №1 разворовывается и покрывается дерьмом подчистую.

Я сейчас занимаюсь разведкой того, что творится в других школах. В т.ч., например, мне нужно решать вопрос внедрения Microsoft Learning Gateway (в деталях опять же - позже), оказалась, что эта централизованная технология Microsoft для образовательных заведений внедрена в большом количестве школ на Урале и более удаленных областях, гораздо большем количестве, чем в Москве, я был этим сильно удивлен, так как предполагал, что мы пойдем чуть ли не первыми и опасливо поинтересовался у MS, а сложно ли вообще приспособить эту технологию для школы, оказалось что это давно обкатано.

Собственно подытожу небольшим количеством моих размышлений - сейчас такой момент, что хорошие кадры приходят в школы, хотя бы потому что в кризис наконец-то стало незазорно получать зарплату меньше 100.000 рублей. В школы идут свежие кадры, молодые и не очень, с высшим образованием, кандидаты, доктора наук, которым уже нечего делать в развалившихся ВУЗ-ах (знаете, сколько получает доцент, допустим, в МГИМО? (для тех, кто вдруг не знает, это такой неимоверно мажорный ВУЗ при МИД-е) 8000 сраных рублей, с надбавками раза в полтора-два побольше и все!), специалисты из коммерческих фирм, куча людей, которые умеет много сверх применения замшелой советской педагогики. Я считаю, что за счет кризиса и нацпроектов нашего ужасного, кровавого, недемакратичного и коррумпированного государства у нас сейчас есть реальный шанс дать детям отличное школьное образование, готовящее их к обучению и работе в высокотехнологичных областях. Проблема в морально устаревших, советской школы, управленцах, которые к тому же и хапать большие умельцы. Хороших управленцев не хватает, остальных ресурсов - предостаточно, только руку протяни.

Честно говоря, у меня есть мнение, что государственные силы надо сосредоточить даже не на переподготовке управленческих кадров а просто грамотному их отсеву и замене непригодных специалистов специалистами привлеченными из коммерческих организаций, адекватными рынку ставками. Это точно окупится с лихвой. Работа в госструктурах в определенном плане развращает, отучает делать что-то эффективно. (Кстати упомянутые выше ноутбуки тому пример, нахрена делать хорошую технику, как Rover, когда результат ни на что не виляет, в то время как Rover-у надо их как-то продавать при большой конкуренции со стороны западных моделей)
Было бы полным скотством упускать такой шанс сделать школьное образование достойным, когда столько сделано и ключевая проблема только в управленческих кадрах и организации самой системы обучения.
Subscribe

  • ЖЖ ох...л

    Пришла рассылка-дайджест на которую я не подписывался и от которой у меня нет возможности отписаться. Надеюсь, этот каменный каменный век надежно и…

  • Техническое

    После долгого перерыва воспользовался своим десктопом с Windows 10. Мир глюков. Отложенное обновление внезапно взяло и перезагрузило компьютер.…

  • post

    Оригинал взят у zoo_owner в post Как опасно делать добро, или почему американские журналисты разбираются в птицах лучше российских…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • ЖЖ ох...л

    Пришла рассылка-дайджест на которую я не подписывался и от которой у меня нет возможности отписаться. Надеюсь, этот каменный каменный век надежно и…

  • Техническое

    После долгого перерыва воспользовался своим десктопом с Windows 10. Мир глюков. Отложенное обновление внезапно взяло и перезагрузило компьютер.…

  • post

    Оригинал взят у zoo_owner в post Как опасно делать добро, или почему американские журналисты разбираются в птицах лучше российских…